Как «Порт Высоцкий» открывает сибирским аграриям окно в Африку и Латинскую Америку
Вернуться к списку новостейКак «Порт Высоцкий» открывает сибирским аграриям окно в Африку и Латинскую Америку
Более 20 лет морской терминал в порту Высоцк (Ленинградская область) использовался только для экспорта угля в страны Европы и АТР. В условиях изменяющейся конъюнктуры рынка и новых требований к экологии, было принято решение перепрофилировать порт и сегодня - это единственный на Северо-Западе России глубоководный терминал по перевалке зерна.
Международная стивидорная компания «Порт Высоцкий» стала одним из генеральных спонсоров Зимней зерновой конференции в Белокурихе. О возможностях нового зернового терминала мы говорим с членом совета директоров «Порт Высоцкий» Андреем Гарнухиным.
– Андрей Викторович, 8 сентября 2023 года состоялось официальное открытие полностью обновленного зернового терминала в Высоцке с проектной мощностью 4 млн тонн зерна в год. Насколько сложным была такая глобальная трансформация: от угля к зерну…
– Диверсификация грузовой корзины с перепрофилированием мощностей, первым этапом чего стало строительство специализированного зернового комплекса, было беспрецедентным шагом. Мы серьезно занимались аналитикой и с разных сторон мониторили товарные рынки и рынок стивидорных услуг. Результатом оценки ситуации и стало это стратегическое решение. Изучив все возможности, мы посчитали правильным полностью уйти в сельхозкластер. Это было неожиданным решением для рынка. Некоторые наши партнеры не понимали этого решения и не верили в осуществление новых планов. Дело в том, что, когда мы задумали диверсификацию, рынок угля был на пике. В 2018 году порт поставил рекорд по объему перевалки угля – почти 8 млн тонн. Но, мы смотрели стратегически: активное развитие «зеленой повестки» и отказ от использования ископаемого топлива в энергетике, должны были существенно повлиять на объемы экспорта российского угля на северо-западном направлении, снизив его в несколько раз. А строительство новых современных портовых мощностей в России на нашем направлении с лучшими характеристиками серьезно ухудшили бы наше конкурентное положение. Все это привело бы к потере грузооборота и снижению эффективности использования актива.
Для перепрофилирования мощностей под перевалку зерновых понадобилось порядка 5,8 млрд. рублей инвестиций и около трех лет напряженной работы несмотря на то, что реализация проекта пришлась на время действия ковидных ограничений во всем мире, а в последствии к этому добавились введенные санкции.
Но, запустив зерновой терминал, мы не планируем останавливаться. В планах на 2025 год запуск терминала по перевалке насыпных пищевых грузов - шротов, жома свекловичного, масличных и зернобобовых культур с проектной мощностью 3,5 млн тонн в год.
– Куда через ваш зерновой терминал идет зерно на экспорт?
– Основные направления экспорта — это Северо-Западная и Западная Африка, страны Латинской Америки, а также Юго-Восточная Азия. За последние годы здесь наметилась хорошая динамика увеличения российского экспорта. Поэтому, первый теплоход с грузом твердой пшеницы отправился из Порта Высоцкий в Тунис. Последующие отгрузки были в Алжир и Марокко. Мы видим, что заметно выросли поставки зерновых из России в Латинскую Америку. Если раньше это было в среднем около полумиллиона тонн в год, в основном в Бразилию и Мексику, то сейчас можно ожидать около 2 миллионов тонн зерна в год, а перечень стран расширяется до Венесуэлы, Перу, Кубы.
Порт Высоцкий открывает хорошие возможности для экспорта именно сибирским аграриям. Исторически железные дороги у нас построены широтным ходом, поэтому до российской Балтики из Сибири грузу доехать проще, чем до черноморских портов. А учитывая, что экспорт угля существенно упал, возможности для движения груза по железной дороге в нашу сторону расширились, выросла скорость движения подвижного состава, сократив сроки доставки груза в порт.
– Получается, что сибирское зерно к вам дойдет быстрее?
– Да, верно. И при этом, нужно принять во внимание, что черноморские порты всегда будут востребованы со стороны южных регионов - Краснодар, Ростов, Ставрополь, Воронеж, Волгоград, Липецк. Производителям из этих регионов гораздо быстрее и проще попасть на черноморские терминалы, в то время как сибирякам приходится ждать свободного окна. Мы же сегодня оказываемся свободными экспортными воротами.
– Если вас спросят сибиряки: в чем главный плюс Порта Высоцкий кроме быстрой и удобной доставки? Что вы ответите?
– В строительство зернового терминала инвестированы существенные средства. Терминал Порта Высоцкий оснащен самым современным высокопроизводительным технологическим оборудованием и на сегодняшний день является одним из самых современных портов не только в России, но и в Европе. И одно из преимуществ терминала - безнорийный принцип работы при выгрузке и погрузке зерновых, в технологической цепочке используются только ленточные конвейерные линии, которые, в отличие от цепных скребковых конвейеров, гораздо бережнее относятся к зерну.
Во-вторых, стоит отметить большую мощность по хранению до 240 000 тонн единовременно и высокую производительность и стабильную работу транспортной логистики терминала. Напомню, у нас две производственных линии, позволяющие осуществлять погрузку/выгрузку до 1200 тонн в час каждая. Это позволяет накапливать груз в силосном парке даже при неблагоприятных погодных условиях, когда невозможности осуществлять погрузку в судно, и потом быстро отдать груз на воду, сократив время простоя судна у причала.
В-третьих, безопасность терминала. Ленточные, полностью закрытые конвейеры, оснащенные современной аспирационной системой и датчиками температуры, позволяют обеспечить безопасную эксплуатацию оборудования. Цепные конвейеры, расположенные в галереях, требуют гораздо большего внимания и дополнительных мероприятий во избежание образования большого скопления зерновой пыли, которая, при смешивании с воздухом, образует взрывоопасную смесь, и может привести к негативным последствиям. Взрывы на элеваторах и терминалах приводят не только к повреждению оборудования и груза, но и тяжелым последствиям для персонала. Мы учитывали данный фактор при проектировании и строительстве терминала.
– Андрей Викторович, вы впервые приедете на Алтай, что ждете от Зимней зерновой конференции в Белокурихе?
– Действительно, несмотря на то, что конференция проводится не первый год, мы впервые примем участие в ней, так как до завершения строительства зернового терминала в этом не было необходимости. Мы не привыкли пиарить наши планы, а говорим о том, чего уже достигли, и что можем предложить рынку. И сейчас мы стараемся уделять больше внимание зерновым форумам и конференциям.
В этот раз мы принимаем участие в качестве генерального спонсора. Конечно, мы ждем живого общения с представителями аграрного сектора Сибири, хотим более подробно рассказать о возможностях и преимуществах терминала, особенностях логистики, акцентировать внимание на тех рынках, экспорт на которые будет интересен нашим сельхозпроизводителям и трейдерам, а также готовы ответить на все вопросы участников, касающихся работы через наш порт.
Вернуться к списку новостей