Инна КАРАЕВА о трендах покупательского поведения
Вернуться к списку новостейИнна КАРАЕВА о трендах покупательского поведения
Инна Караева, исполнительный директор исследовательского холдинга Romir (г. Москва), эксперт XVI Зимней зерновой конференции ответила на наши вопросы.
– Инна Александровна, вы выступаете на Зимней зерновой конференции с очень интересной темой «Трансформация мира и человека, тренды покупательского поведения». И первый вопрос: как современная экономическая обстановка отразилась на поведении покупателей? Чего стали покупать больше чего меньше?
– Конечно, влияние социально-экономической ситуации на поведение человека, в том числе, покупательское, очень серьезное. Исследования «Ромир» позволяют нам отслеживать динамику покупательской активности в еженедельном формате – узнавать не только о том, как и где покупают россияне, но и чем они руководствуются при выборе продукта или услуги, как меняются их ценности, потребности и ожидания.
Нельзя не порадоваться тому, что по итогам 2022 года, несмотря на все потрясения, российский покупатель адаптировался к экономической ситуации. Каждый выбирает оптимальную стратегию экономии, но совсем не спешит отказывать себе в привычном образе жизни. Например, расходы на продовольственные товары только увеличиваются, по собственной оценке россиян в январе. Напротив, сократились в январе расходы на питание вне дома и развлечения, что ожидаемо после новогодних праздников.
– Очевидно, что за последние годы очень сильно выросла Интернет-торговля. Сегодня на Алтае даже в селах открываются пункты Wildberries или Ozon. А насколько интернет-торговлей охвачен рынок зернопереработки? Есть ли здесь какие-то интересные тенденции?
– Действительно, онлайн-торговля набирает обороты. Что касается зернопереработки, в России уже действуют электронные площадки, на которых можно искать покупателей или продавцов. И это определенно имеет свои преимущества как в части повышения эффективности мониторинга, так и в части доступности для покупателя.
С точки зрения конечного покупателя согласно Единой панели данных «Ромир» преимущественно онлайн совершают покупки 4% россиян, но уже 50% активно комбинируют офлайн и онлайн шоппинг. Одной из главных причин перехода в онлайн является возможность быстро сравнить цены на различные товары – так поступают 69% респондентов. Драйверами в канале E-commerce по динамике доли в кошельке покупателя являются кофе, а также овощи и фрукты. При этом развитие продовольственного сегмента в онлайн покупках – довольно новая тенденция и говорит о росте доверия покупателя электронной коммерции.
– Чем на ваш взгляд сибирский покупатель отличается от московского?
– Москва как столица в принципе отличается от всех регионов высоким средним чеком и расходами. Если сравнивать сибирского покупателя с россиянами в целом, то можно отметить схожие тенденции – после активной закупки товаров повседневного спроса впрок в марте 2022 года, поведение стабилизируется: с апреля по октябрь индекс расходов на товары FMCG оставался стабильным и вырос в преддверии новогодних праздников. В январе показатель снова возвращается к прежнему диапазону.
– В разные времена люди экономили. Но общество меняется, на чем сегодня люди предпочитают экономить?
–Первой статьей расходов, которую россияне сокращают в режиме экономии, является категория дорогостоящих продуктов и товаров длительного пользования. Далее следует отказ от отдыха и развлечений, а также перераспределение расходов в пользу еды и самого необходимого. Стараются сократить расходы на еду в целях экономии 19% россиян, и делают они это не за счет отказа, а за счета поиска скидок и акций, подбирают альтернативы более дорогим продуктам, посещают хард-дискаунтеры.
В период экономических трудностей в первую очередь люди отказываются от крупных покупок. В рейтинге отказа первое место занимает покупка автомобиля, ювелирные изделия и недвижимость. От продуктов питания готовы отказываться меньше всего россиян.
– Расскажите немного о себе бывали ли вы на Алтае, чем вам интересна Зимняя зерновая конференция в Белокурихе?
–Мне еще не доводилось бывать на Алтае, но я всегда мечтала посетить эти места. Особый интерес вызывает сама «Зимняя зерновая конференция», которая соберет крупнейших поставщиков и производителей. Такой состав предполагает формулировку конкретных решений и стратегий развития отрасли. Нам как исследователям важно быть в курсе актуальной рыночной информации, и делиться с производителями свежими трендами, которые, безусловно, будут полезны в определении приоритетов на 2023 год и в более долгосрочной перспективе.
Вернуться к списку новостей