Ведущий зерновой форум Сибири
28 февраля01 марта 2024 года
Белокуриха, санаторий «Сибирь»

28 февраля – 01 марта 2024 года
Белокуриха, санаторий «Сибирь»

Реквизиты

Дмитрий Николаевич Рылько: «Ситуация меняется молниеносно»

Вернуться к списку новостей

4 марта 2022

Дмитрий Николаевич Рылько: «Ситуация меняется молниеносно»

Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) проанализировал влияние экспортных пошлин на ситуацию с зерном и спрогнозировал перспективы экспорта.

- Я в прошлом году не смог очно участвовать в конференции. Но в этом году все-таки вырвался, хотя ситуация достаточно сложная. Она меняется молниеносно.

Начну с того, о чем говорил в Москве пару недель назад, а потом расскажу о нашем видении рынка муки и круп.

Мы находимся в ковидном и постковидном пространстве. Мировую экономику продолжают накачивать денежными ресурсами, ФРС США и Центробанк Европы. Китай второй сезон подряд закупает рекордные объемы пшеницы, ячменя.

Хэдж-фонды почуяли легкую поживу, и комбинированные позиции по кукурузе, сое, пшенице с 2010 года резко подскочили. С апреля 2020 года идет рост индекса биржевых цен на всех сырьевых рынках.

Мы за предыдущие годы привыкли, что рубль отражает динамику цен на российскую нефть. Но с 2017 года это прекратилось, рубль стал развиваться по своей парадигме, он перестал зависеть от нефти, и теперь сильнее реагирует на макроэкономические и политические процессы.

Цены на зерновые вздыбились к декабрю 2020 года, и с этого момента наше правительство стало делать интервенции, затем произошел каскад экспортных пошлин и началось довольно жесткое регулирование нашего внутреннего рынка.

Насчет переменных экспортных пошлин существует две школы мысли. Одна считает, что они не повлияли на рост мировых цен, вторая - что сильно повлияли. Я, пожалуй, придерживаюсь второй точки зрения.

Если говорить о доле нашего импорта из России на ключевом рынке – Африка и Ближний Восток - то мы занимаем здесь треть рынка. Это очень много. По некоторым странам региона доля России еще выше. Мы наблюдаем в этом году «российский ценовой пшеничный суперцикл».

На экспортном рынке радикально поменялась парадигма работ наших экспортеров: они перешли на массовую работу на споте. Это приводит к негативным последствиям на нашем экспортном рынке.

Вернемся к нашим предсказаниям, прогнозу цены и маржи в мае 2021 года. На юге урожайность и маржинальность оказалась выше нашего прогноза. По ряду регионов, например, Тамбов, Саратов, Оренбург, Курган, мы хорошо угадали. Довольно сильно не угадали по Сибири – в Сибири сработала ценовая гравитация на Казахстан, здесь все сложилось гораздо лучше, чем мы предполагали при расчете экспортного паритета на Черное море.

По состоянию на сегодня из сельского хозяйства экспортной пошлиной изъято около 1 млрд 600 миллионов долларов. Насчет возврата - мы пока видим только 10 млрд рублей, которые вернулись растениеводам. А больше не видим. Министр экономики обещал президенту, что все вернется растениеводам. Но тогда должен на соответствующую сумму вырасти федеральный бюджет. А мы этого не видим.

Наши предложения по пошлине неизменные: поднять шкалу отсечения до 250 долларов на пшеницу, на ячмень и кукурузу. Также необходимо возвращать демпфер растениеводам, вернуть интервенционный фонд.

О динамике экспорта пшеницы. Есть два варианта, по первому мы еще недавно считали в ИКАРе, что экспорт составит 6,8 млн тонн. Теперь рассматриваем второй сценарий – если наши экспортные каналы будут перекрыты довольно долго, то экспорт без ЕАЭС может теоретически составить 3 млн тонн.

Сибирь живет своей жизнью, оторванной от Центральной России. Здесь складывается довольно интересная картина. Если бы ваша пшеница и ячмень вдруг неожиданно превратились в казахскую, то она бы могла выстрелить на Прибалтике на уровне примерно 335 долларов.

О запасах пшеницы: у переработчиков, на постфермерских этапах, довольно низкие запасы, т.к. экспортеры не покупали заранее, а внутренняя переработка считал, что цены будут падать, и не покупали. А цены не падают. И теперь закупаться надо с новым курсом рубля. Попали в «ценовой шпагат» на внутреннем рынке. По экспорту до конца сезона два сценария. Один – довольно быстрое возобновление экспорта и Россия выгружает то, что способна. А второй – серьезное ограничение экспорта в течение нескольких месяцев. При сценарии в 3 млн тонн получается серьезный переходящий запас.




Вернуться к списку новостей

Контакты

Все вопросы по участию в конференции:

Елена Воропаева: elena@zzk22.ru

тел.: +7 (3852) 62-88-25; +7 (902) 140-04-74

Место проведения:санаторий «Сибирь»
г. Белокуриха, ул. Славского, 67

+7 (3852) 62-88-25

Ведущий зерновой форум Сибири